Дополнительный материал к темеОтветственность за экологические нарушения: есть ли справедливость?
https://yandex.ru/video/preview/9479004903322502917
Необходимо ужесточить наказание за экологические правонарушения
https://yandex.ru/video/preview/18195177784857707026
Вопрос: Какой порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде?
Ответ: Вред, причиненный окружающей среде, возмещается в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Обоснование: В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В соответствии с абз. 13 п. 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019, в случае, если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.
В качестве примера норм, регулирующих добровольное возмещение вреда, можно привести Особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 (далее - Особенности возмещения вреда лесам).
Согласно п. 2 Особенностей возмещения вреда лесам лицо, причинившее вред, обращается в орган государственной власти, осуществляющий федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), или орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный лесной контроль, действующие в пределах полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ, с письменным запросом о предоставлении информации о размере вреда, подлежащего возмещению, а также о платежных реквизитах, необходимых для уплаты денежных средств в счет возмещения вреда.
Уполномоченный орган осуществляет расчет размера вреда в денежном выражении исходя из соответствующих такс и методики расчета, прилагаемых к Особенностям возмещения вреда лесам (п. 5 Особенностей возмещения вреда лесам).
Согласно п. 8 Особенностей возмещения вреда лесам добровольное возмещение вреда производится путем уплаты денежных средств на основании информации, предоставленной уполномоченным органом по запросу, не позднее дня вынесения решения суда по гражданскому делу о возмещении вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие совершения административного правонарушения, либо обвинительного приговора.
В Законе об охране окружающей среды применяется и такое понятие, как накопленный вред окружающей среде - это вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме (абз. 59 ст. 1).
Под ликвидацией накопленного вреда окружающей среде понимаются мероприятия по устранению вреда окружающей среде, возникшего в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме (абз. 61 ст. 1 Закона об охране окружающей среды).
Под объектами накопленного вреда окружающей среде понимаются территории, в том числе акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде (абз. 60 ст. 1 Закона об охране окружающей среды).
В отношении инвентаризации и ликвидации подобных объектов существует отдельный порядок.
На основании п. п. 1 - 2 ст. 80.1 Закона об охране окружающей среды инвентаризация объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством выявления таких объектов, их обследования и оценки. Выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления путем сбора, обработки и анализа сведений о территориях, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность, в порядке, установленном Правительством РФ. Критерии, на основании которых территории, расположенные на них объекты капитального строительства могут быть отнесены к объектам накопленного вреда окружающей среде, устанавливаются Правительством РФ. Действующие Критерии утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2023 N 2335. Выявление объектов накопленного вреда окружающей среде применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления таких муниципальных образований, применительно к иным территориям - органами государственной власти субъектов РФ. В случаях, установленных Правительством РФ, выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти или подведомственными им федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями.
Ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (п. 1 ст. 80.3 Закона об охране окружающей среды).
Правила выявления объектов накопленного вреда окружающей среде утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2023 N 2239 (далее - Правила выявления объектов).
Согласно п. 2 Правил выявления объектов выявление объектов накопленного вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления таких муниципальных образований, применительно к иным территориям - органами государственной власти субъектов РФ. В случаях, установленных Правительством РФ, выявление объектов накопленного вреда осуществляется Росприроднадзором или подведомственными ему бюджетными учреждениями.
Выявление объектов накопленного вреда осуществляется в срок, не превышающий 60 рабочих дней со дня поступления информации, в том числе от органов государственной власти, о наличии признаков объектов накопленного вреда (п. 3 Правил выявления объектов).
Выявление объектов накопленного вреда осуществляется путем сбора, обработки и анализа сведений о территориях, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность (п. 5 Правил выявления объектов).
Органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня завершения выявления объектов накопленного вреда, формируют свод данных, полученных в результате выявления объектов накопленного вреда, включающий информацию, указанную в п. 6 Правил выявления объектов.
Данные, полученные в результате выявления объектов накопленного вреда, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня их формирования, направляются в Росприроднадзор (п. 7 Правил выявления объектов).
Согласно п. п. 4, 5, 10, 11 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2023 N 2323 (далее - Правила организации работ), организация ликвидации накопленного вреда включает в себя:
- проведение необходимых обследований объекта. Правила обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2023 N 1967;
- разработку проекта ликвидации;
- утверждение проекта ликвидации;
- проведение ликвидации накопленного вреда.
Проведение необходимых обследований объекта, разработка проекта ликвидации и ликвидация накопленного вреда осуществляются лицами, определяемыми органами местного самоуправления муниципального образования, указанного в абз. 1 п. 3 Правил организации работ, или подведомственными ему муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными казенными учреждениями, органами государственной власти субъектов РФ или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями, государственными казенными учреждениями, Министерством природных ресурсов и экологии РФ или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями согласно полномочиям, указанным в п. 3 Правил организации работ, в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Проект ликвидации, получивший положительные заключения необходимых государственных экспертиз и проверки достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации, в течение 10 рабочих дней со дня выдачи последнего положительного заключения утверждается заказчиком.
Ликвидация накопленного вреда проводится исполнителем в соответствии с проектом ликвидации, утвержденным заказчиком, в сроки, предусмотренные государственным или муниципальным контрактом.
Объект накопленного вреда окружающей среде считается ликвидированным при наличии положительного заключения Росприроднадзора (п. 7 ст. 80.3 Закона об охране окружающей среды, п. 21 Правил организации работ, Письмо Минприроды России от 12.11.2024 N 12-53/46005).
Комментариев нет:
Отправить комментарий