вторник, 22 марта 2022 г.

 ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ КОНТРОЛЕМ


Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) является важным элементом природоохранной деятельности организации. Он включает в себя комплекс мер, предпринимаемых в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды)). В настоящей статье рассмотрим основные обязанности, возлагаемые законодательством на субъектов производственного экологического контроля.

В зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду (значительное, умеренное, незначительное, минимальное) объекты делятся на 4 категории (п. 1 ст. 4.2 Закона об охране окружающей среды).

Требования об осуществлении производственного экологического контроля распространяются только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий. Объекты, отнесенные к IV категории, к числу субъектов производственного экологического контроля не относятся (п. 2 ст. 67 Закона об охране окружающей среды).

В зависимости от характера (вида и/или степени) воздействия на окружающую среду законодательством могут устанавливаться специальные требования к его проведению, например, при проведении производственного контроля лицами, имеющими источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух (п. п. 1, 4 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха)); владеющими объектами I категории (п. 9 ст. 67 Закона об охране окружающей среды) и др. Законом об охране окружающей среды также предусмотрено, что программа производственного экологического контроля для объектов I категории дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля, созданной в соответствии с Законом об охране окружающей среды (п. п. 3.1, 9, 10 ст. 67).

В обязанности субъектов производственного контроля входят:

1. Разработка и утверждение программы производственного экологического контроля (п. 2 ст. 67 Закона об охране окружающей среды). Законодательством устанавливаются требования к содержанию программы производственного контроля (п. 3 ст. 67 Закона об охране окружающей среды, Приложение 1 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля").

2. Осуществление собственно производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями (п. 2 ст. 67 Закона об охране окружающей среды), в частности:

- назначение лиц, ответственных за проведение производственного контроля, и/или организация экологической службы (п. 1 ст. 25 Закона об охране атмосферного воздуха);

- проведение проб (в частности, п. п. 73, 102, 103, 110, 266 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3);

- ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Точный перечень мер определяется с учетом характера (вида и/или степени) воздействия на окружающую среду.

3. Документирование информации и хранение данных, полученных по результатам осуществления производственного экологического контроля (п. 2 ст. 67 Закона об охране окружающей среды).

Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:

о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

об обращении с отходами производства и потребления;

о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений (п. 6 ст. 67 Закона об охране окружающей среды).

4. Предоставление отчетности об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (п. 4 ст. 67 Закона об охране окружающей среды). Порядок и сроки предоставления отчета определяются в соответствии с Приложением 2 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля". Форма отчета приводится в Приложении к Приказу Минприроды России от 14.06.2018 N 261 "Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля".

Статья 67.1 Закона об охране окружающей среды предусматривает разработку и утверждение:

- плана мероприятий по охране окружающей среды - для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

- программы повышения экологической эффективности - для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов.

Выполнение указанных мероприятий предусмотрено на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов.

Таким образом, все лица, владеющие объектами I - III категории негативного воздействия на окружающую среду, должны выполнять ряд обязанностей по контролю за деятельностью таких объектов. При нарушении указанных требований юридические лица (и/или их должностные лица) и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности: за нарушение требований об обращении с отходами в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, за нарушение иных требований - в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ.


Комментариев нет:

Отправить комментарий