вторник, 17 октября 2023 г.

  Задание   по теме  "Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды"  на 22.10-25.10 

1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.
2.Система органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
3. Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды.
4. Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды. (за исключением ОВОС, экологической экспертизы, нормирования)




Задачи:
Задача № 1
Министерство природных ресурсов и  экологии  Республики Дагестан передало в пользование нескольким предпринимателям участки береговой полосы Каспийского моря. При оспаривании его распоряжения в суде министерство указало, что его функцией является управление в области охраны окружающей среды и его действия направлены на реализацию его компетенции.
Правы ли представители министерства? Как решить это дело?
Задача № 2
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД неоднократно давала предписание директору   завода  о снижении выбросов сажи в атмосферу до предельно допустимых норм, но эти предписания не выполнялись. В связи с этим главный санитарный врач города вынес постановление о наложении на директора завода штрафа в сумме 300000 рублей.
Директор завода не согласился с решением о наложении на него  штрафа и обжаловал его в суд. 
Какими полномочиями обладают должностные лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД?
 Решите дело.
Задача № 3
ООО «Промысловик», которому принадлежало рыболовецкое судно, осуществляло в бассейне  Каспийского моря вылов  рыбы на основании соответствующего разрешения. При проведении проверки  уполномоченным органом экологического надзора был зафиксирован факт добычи  запрещенной к вылову рыбы (осетровой породы), которая была изъята и передана на реализацию.
Полагая совершенные действия по изъятию и передаче на реализацию  рыбы незаконными и нарушающими его права,  ООО «Промысловик» обратилось с иском в суд о возмещении убытков. В обоснование иска общество указало, что капитан рыболовецкого судна не имел достаточных знаний, чтобы точно распознать вид  рыб (разрешенных на вылов в Каспийском море и неразрешенных).
Какие полномочия имеются у органов управления экологическими отношениями по выдаче разрешений на природопользование и на дальнейшую проверку соблюдения действия условий таких разрешений? Как соотносятся функции органов экологического управления и органов экологического надзора? 
Решите дело.
  
Примерный перечень тем рефератов:
1. Становление и   развитие системы органов государственного управления в области охраны окружающей среды.
2.     Правовые проблемы разграничения полномочий в области охраны окружающей среды между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
3.   Особенности управления охраной окружающей среды и природопользованием на территории муниципального образования.

Нормативные правовые акты и литература:

 

I.               Нормативные правовые акты Российской Федерации

 

1.    Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. N 31.ст. 4398.

2.    Об Уполномоченном по правам человека  в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. №9. Ст. 1011.

3.    О недрах: Федеральный закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 //  СЗ РФ. 06.03.1995. N 10. ст. 823.

4.    Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ  //  СЗ РФ.05.12.1994. N 32.ст. 3301.

5.    О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон от 23 февраля 1995г. N 26-ФЗ // СЗ РФ.  1995. N 9.  Ст. 713.

6.    Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ // СЗ РФ.  1995.  N 12.  Ст. 1024.

7.    О животном мире: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ // СЗ РФ.  1995.  N 17. Ст. 1462.

8.    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ  // СЗ РФ.29.01.1996. N 5. ст. 410.

9.    Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222.

10.  Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ // СЗ РФ.29.10.2001. N 44. ст. 4147.

11.          Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ // СЗ РФ.  2002.  N 1. Ст. 1.

12.          Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ  // СЗ РФ.  2002.  N 2. Ст.133.

13.          О техническом регулировании:  Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. //  СЗ РФ.  2002. № 52. Ст. 5140.

14.          Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ  //  СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

15.              Водный кодекс РФ: Федеральный закон от 03.06.2006 N 74-ФЗ// СЗ РФ.05.06.2006. N 23. ст. 2381.

16.              Лесной кодекс РФ: Федеральный закон от 04 декабря 2006 г. // СЗ  РФ. 11.12.2006. N 50. ст. 5278.

17.          Основные положения государственной стратегии РФ по охране окру­жающей среды и обеспечению устойчивого развития: Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. // САПП РФ. 1994. № 6. Ст. 436.

18.           Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012)//СПС «КонсультантПлюс».

19.           Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724//  СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290.

20.          О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ  от 21.01. 2020 г.  N 21 //  СЗ РФ. 27.01.2020, N 4, ст. 346.

21.           О функциях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации: Указ президента РФ  от 27.06.2012 № 906//  СЗ РФ.02.07.2012.N 27. ст. 3683.

22.          О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды): Постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. N 681  //  СЗ РФ. 19.08.2013 г. № 33. ст. 4383.  

23.          О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре): Постановление  Правительства  РФ от 30.06.2021 N 1096//  СЗ РФ. 12.07.2021, N 28 (часть I), ст. 5526.

24.          Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327 // Российская газета. N 150. 15.07.2004.

25.          Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства РФ: Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370 // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст.3347

26.          Об утверждении Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст.3348

 

II.            Нормативные правовые акты Республики Дагестан

1.    Конституция Республики Дагестан  от 26.07.2003 // СЗ РД.   31.07.2003. N 7. ст. 503.

2.     О местном самоуправлении в Республике Дагестан: Закон Республики Дагестан от 29.12.2004 № 43 //  СЗ РД. 31.12.2004. N 12 (I). ст. 988.

3.    О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан: Указ Президента РД от 27.02.2022 N 19 //  Дагестанская правда, N 41, 01.03.2022.

Материалы судебной практики

1.      Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»// Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, декабрь, 2012.

2.      Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»// Бюллетень Верховного Суда РФ, N 8, август, 2015.

3.      Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды//Бюллетень Верховного Суда РФ, N 10, октябрь, 2022(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022).

4.      Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 N 8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан»// Собрание законодательства РФ, 01.06.2009, N 22, ст. 2752.

5.      Постановление Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Заполярнефть»// Собрание законодательства РФ, 15.06.2015, N 24, ст. 3547.

 

Учебная литература

1.    Боголюбов С.А. Экологическое право : учебник для вузов / С. А.  Боголюбов [и др.] ; под редакцией С. А. Боголюбова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 304 с. 

2.    Бринчук М.М. Экологическое право : учебник/ М.М. Бринчук. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство: Норма,  2023 г. - 528 с.

3.    Ерофеев Б. В.  Экологическое право России в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для вузов / Б. В. Ерофеев ; под научной редакцией Л. Б. Братковской. — 26-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 230 с. 

4.    Ерофеев, Б. В.  Экологическое право России в 2 т. Том 2. Особенная и специальная части : учебник для вузов / Б. В. Ерофеев ; под научной редакцией Л. Б. Братковской. — 26-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 305 с. 

5.    Крассов О.И. Экологическое право: учебник / О. И. Крассов. - 4-e изд., пересмотр. - Москва: Норма: НИЦ Инфра-М, 2023. - 528 с.

 

Специальная литература

1.    Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г. Эколого-правовые проблемы и подходы к стратегированию в области пространственного развития Российской Федерации // Экологическое право. 2020. N 6. С. 3 - 9.

2.    Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В. Правовые проблемы стратегирования в экологическом праве // Lex russica. 2020. N 1. С. 28 - 42.

3.    Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Современные тренды правового обеспечения стратегического планирования природопользования в Арктике // Lex russica. 2018. N 7. С. 114 - 124.

4.    Заславская Н.М. Риск-ориентированный подход в государственном экологическом управлении: правовые основы // Экологическое право. 2022. N 4. С. 3 - 9.

5.    Круглов В.В. Организационно-правовое обеспечение охраны окружающей среды // Российский юридический журнал. 2018. N 6. С. 179 - 182.

6.    Сатаева Т.Ю. Правовая природа государственного экологического мониторинга // Журнал российского права. 2021. N 7. С. 166 - 177.

7.    Сатаева Т.Ю. Становление и развитие правового регулирования организации и осуществления государственного экологического мониторинга в России // Журнал российского права. 2020. N 6. С. 162 - 175.

8.    Сухова Е.А., Абанина Е.Н. Правовые проблемы цифровой трансформации системы управления природопользованием как механизма обеспечения экологической безопасности // Российская юстиция. 2020. N 8. С. 17 - 20.

9.    Фадеева И.В. Механизм реализации экологической политики в сфере антропогенного воздействия на окружающую природную среду // Административное право и процесс. 2019. N 6. С. 62 - 64.

10.                   Федотова Г.В., Баранова А.Ф., Авдеев Д.А. Роль регионов в полицентрическом экологическом управлении: постановка проблемы // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 2. С. 35 - 37.


Комментариев нет:

Отправить комментарий